Логин: Пароль: Можно бесплатно смотреть фильмы онлайн и не забудьте о шаблоны dle на нашем ресурсе бесплатно скачать фильмы c хорошего ресурса Регистрация |

Вещи хорошие и плохие

Наши квартиры полны самых разнообразных предметов и вещей - от чисто

Главная Новости

Карл Густав Юнг

Опубликовано: 02.10.2018

видео Карл Густав Юнг

Лицом к лицу с Карлом Юнгом

6. Сон девочки о поросятах и вшах [1]

Представляет Маргарет Островски-Закс [2] .

Содержание: Я выхожу из дома и вижу в квадратном огороженном садике двух маленьких поросят. Они очень худые. «Ой, бедные свинки, вас едва не довели до голодной смерти!» — восклицаю я, сажусь к столу, сажаю их на колени и кормлю их с ложечки, пока они не округляются. Тут я замечаю, что на поросятах полно вшей, и начинаю снимать их, но кончается тем, что я сама покрываюсь вшами с ног до головы.



Г-жа Островски: Этот сон можно разделить следующим образом:

Место действия: Сновидица выходит из дома и видит поросят в садике.

Развитие: Она берёт их на колени и откармливает с ложечки.

Перипетия: Сновидица замечает множество вшей на поросятах и начинает снимать их.


Карл Густав ЮНГ Психологические типы 1/3

Лизис: Сновидица покрыта вшами с ног до головы.

Персонажи: Девочка, два поросёнка, вши.

Время: Возраст сновидицы неясен. Согласно описанию, этот сон регулярно появлялся с детства, как минимум дважды в год; следовательно, мы предполагаем, что и взрослая женщина продолжала его видеть. Это говорит о важности проблемы, возникшей в детстве и не потерявшей своей актуальности спустя много лет.


Карл Густав Юнг о боге.

Итак, начало действия: «Я выхожу из дома и вижу в квадратном огороженном садике двух маленьких поросят». Дело происходит перед домом, то есть в месте, где человек вступает в контакт с окружающим миром. Следовательно, процесс берёт начало не во внутреннем конфликте ребёнка, причина где-то во внешней среде. Не обязательно причиной будет открытый внешний конфликт, вполне вероятно, что дело в бессознательных устремлениях или неверной позиции воспитателей девочки. Услышав о квадратном огороженном садике, мы, конечно, думаем о чудесах, которые могут произойти в нём, поскольку первое, что всплывает в памяти — это значение квадрата в мандале. Обширные доказательства тому, что сад — «место, где происходят важные события, где мы находим своё задание», привела в своём докладе доктор Штайнер. По-видимому, задание нашей сновидицы — позаботиться о худых поросятах. С психологической точки зрения это может означать, что нужно снабдить их пищей, которая для них предназначается по правилам зверинца детской психики. Прежде чем вникать в эту мысль как следует, взглянем на амплификации к «поросятам». Ни в коем случае нельзя считать этот образ исключительно негативным — хотя в нашу эпоху всеобщего похудения образ свиньи несёт некий негативный оттенок. Маленькие розовые поросята — довольно милое зрелище; также считается, что они приносят удачу. На новогодних открытках часто изображают поросёнка с четырёхлистным клевером, а удачливого человека называют «везучим поросёнком» [3] . Позднее я ещё вернусь к некоторым нюансам этого мотива.

Преллер пишет, что свинья символизирует сексуальные отношения, идею похоти и плодовитости. В Греции и на Кипре свиней приносили в жертву Афродите, а согласно Рошеру — также Деметре и Персефоне. В Элевсине есть барельеф, изображающий двух богинь и принесение в жертву свиньи во время Элевсинской мистерии. В ленинградском Эрмитаже можно увидеть вазу, на которой также изображён жрец, приносящий в жертву поросёнка. Согласно Преллеру, созвездие Гиад — их греческое имя означает «дождливые, дающие дождь» — изображали в виде стада поросят, поскольку свиньи любят валяться в лужах. У Шеффера в собрании легенд о звёздах также встречается упоминание о том, что Гиады изображались в виде маленьких поросят — как Плеяды в виде прекрасных нимф.

В книге «Животные в религии» (Das Tier in der Religion) Фурман сообщает, что, по некоторым китайским поверьям, ленивые женщины превращаются в диких свиней, разоряющих рисовые поля. Чтобы свиньи ушли и больше не возвращались, крестьянин должен положить на поле какую-либо часть ручного ткацкого станка (лень женщины выражалась в том, что она медленно ткала). Второзаконие запрещает употреблять в пищу свинину: «не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь» (14:8). Коран также перенял этот запрет. Вы помните отрывок из Евангелия (Марк 5:2-13), в котором Иисус изгоняет духов из одержимого и отправляет их в огромное стадо свиней, после чего свиньи бросаются с обрыва в море. Матфей советует: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (7:6). Нечто похожее и произошло с нашей сновидицей.

По Брему, наиболее важные особенности свиней, которые могут касаться нашего сна, — это высокая плодовитость — за один раз рождается от десяти до двенадцати поросят — и их прожорливость. Строение зубов свиньи позволяет ей с успехом поедать практически любую пищу. «Похрюкивание свиньи, — пишет Брем, — излучает степенность, самодовольство и уют». О маленьких поросятах он пишет так: «Это очаровательные подвижные создания, способные привести в умиление кого угодно». Профессор Юнг в работе «Либидо, его метаморфозы и символы» замечает: «Особенно замечательное изобретение христианской фантазии состоит в том, что животным св. Антония считается свинья, поскольку бедняга был одним из тех святых, кого дьявол пытался искусить куда настойчивее, чем всех остальных» [4] .

Если собрать воедино все эти материалы, у нас получится следующее: свинья очень плодовита, ленива, любит поваляться в грязи, крайне прожорлива, но при этом ассоциируется с удовольствием и уютом. Короче говоря, под эти характеристики идеально подходит примитивный инстинктивный мир. Поросята из нашего сна подпадают под такое описание не полностью, поскольку это ещё не взрослые свиньи. И то, что мы видим всего лишь двух свинок, по-видимому, подчёркивает этот факт.

Поросята могут иметь более или менее безобидную сущность, в зависимости от возраста сновидицы. Часто ребёнку говорят: «Ах ты поросёнок!» [5] — если, к примеру, он только что расплескал своё какао по всему столу. Но если свиньёй называют взрослого человека, это уже звучит не так безобидно.

Сновидица восклицает: «Ой, бедные свинки, вас едва не довели до голодной смерти!». Здесь подчёркивается, что «кто-то» едва не довёл свинок, но не сама девочка — возможно, это её окружение, родители или воспитатели. Свойствам поросёнка не удалось проявиться в ней в достаточной степени — ей ни разу не разрешили с удовольствием вылизать тарелку; ей не разрешали лепить из глины, потому что она «грязная». На улице ей наверняка полагалось послушно идти «за ручку» со взрослым и обходить стороной прекраснейшие глубокие лужи, хотя её тянуло к ним как магнитом. Часто можно наблюдать, как дети с огромным удовольствием лазают по канавам, по уши в грязи — для них это очень важное дело и, в любом случае, оно удовлетворяет их глубинную тягу. И поскольку воспитанной и послушной девочке ни в коем случае не позволяется ничего подобного, поскольку её воспитание подразумевает отрицание и презрение ко всему инстинктивному, эти её внутрениие поросята едва не умирают от голода. Разумеется, её долг — накормить бедных малышей, иными словами, удовлетворить самые примитивные желания; она должна принести жертвы Афродите и хтоническим богам в собственной душе, иначе боги обрушат на неё свой гнев так, что мало не покажется.

В лондонском Институте детской психологии имеется специальная комната, где дети, размеется, без надзора, могут возиться с водой и глиной; не только малышам, но и ребятам десяти-четырнадцати лет разрешают восполнить то, в чём им было отказано раньше из-за чрезмерной любви родителей к порядку и гигиене. В книге «Трудные ученики» (Schwierige Sch?ler) Ханс Цуллигер, бернский преподаватель и психолог, приводит случай девочки из хорошей семьи, которая в возрасте примерно девяти лет неожиданно сделалась очень неряшливой и удивительно безразличной к любого рода гигеническим процедурам. Вдобавок к этим странностям она начала проявлять поразительную прожорливость, поглощая пищу в объёмах, превосходящих возможности её желудка. Она глотала всё подряд, после чего её нередко тошнило; подъедала всё, что оставалось в холодильнике, потихоньку таскала сыр и сосиски; даже варёную картошку она поедала с таким удовольствием, будто это был изысканый деликатес. Возможно, наша сновидица также пыталась удовлетворить свои желания сходим способом. Однако из её восклицания мы можем заключить, что она скорее пользовалась внешне безобидными, лицемерными методами. Обычно еду для свиней просто сваливают в корыто или прямо на землю. Однако наша сновидица берёт их на колени и обращается с ними, как с младенцами. Она сильно преувеличивает свою заботу о маленьких созданиях. Она не ухаживает за своими поросятами, как полагается, а ведёт себя так, как будто души в них не чает, симулируя симпатию к ним. Вероятно, капая чернилами на учебники, она оправдывается: «я случайно»; по-видимому, она успешно прикрывается этой кажущейся безобидностью. В подростковом возрасте у неё появятся другие возможности: например, проявляя особый интерес к книгам, жадно читать литературу вполне определённого жанра или выискивать в пьесах Шиллера фрагменты, подходящие под её нужды. Повзрослев, она будет злорадствовать по поводу соседских скандалов или даже вступит в какой-нибудь общество поддержки падших женщин, чтобы получать пищу для своих внутренних свиней. Конечно, её забота о питомцах могла бы принять и более радикальные формы, но не думаю, что это тот случай. В конце концов, поросята в итоге округляются. Но напряжение во сне нарастает: девочка видит, что свинки покрыты вшами и начинает их снимать, но в итоге сама полностью покрывается этими насекомыми. В энциклопедии Брокгауз [6] среди прочего сказано: «Вши — эктопаразиты, т. е. паразиты, живущие на теле хозяина; это насекомые, питающиеся кровью, их ротовой аппарат приспособлен для прокалывания кожи и всасывания крови, а на лапках имеются специальные крючки, чтобы цепляться за поверхность. При несоблюдении гигиены они начинают неконтролируемо размножаться и могут жить тысячами на одном хозяине. Вызывают сильный зуд; к тому же расчёсанные места на коже могут стать воротами для всевозможных микробов».

В контексте данного сна нас особенно интересует тот факт, что вши размножаются в условиях недостаточной чистоты, а также что они питаются кровью, вызывают зуд и позволяют микробам проникнуть в тело. Если у свиньи ещё можно найти положительные стороны, то у вшей их точно нет. Однако сновидица начинает вылавливать вшей со своих подопечных. С психологической точки зрения, такой упорный и не совсем нормальный интерес к нечистоте, прожорливости и прочему, то есть к миру инстинктов, приводит к тому, что девочка становится жертвой обыкновенных паразитов, распространяющихся в случаях подобных дефектов. Она лишилась своей силы и спокойствия, теперь она подвержена всевозможным патогенным воздействиям и постоянно страдает; паразиты высасывают из неё кровь, жизненную силу; она полностью покрыта насекомыми и сама фактически превратилась в насекомое, в паразита. В работе «Аналитическая психология и воспитание» профессор Юнг ишет: «Когда важный инстинкт оказывается недооценённым, в результате неизбежно следует огромная переоценённость» [7] .

Итог неутешителен. Сновидица, как говорится, пожинает то, что посеяла. Она попала из огня да в полымя; казалось бы, безобидная ситуация вышла из-под контроля. Она протянула дьяволу палец, и он откусил всю руку. Она играла с огнём и сама загорелась. С ней произошло то же, что и с учеником чародея: вызванный дух отказывается ей повиноваться [8] .

Проблема решена неверным способом, и теперь сновидица всё больше запутывается в чувстве вины и страданиях — согласно незримым, но могущественным законам. Оберегаемый ребёнок, хорошо воспитанная дочь начинает замечать вокруг себя разные вещи, сначала относительно невинные грязные штучки, маленькие «свинства» [9] . И именно потому, что ей о таких вещах практически ничего не известно, она проявляет к ним слишком активный интерес. Они так завораживают её, что она страстно увлекается этими вещами, пока сама не оказывается полностью захваченной эффектами этого постоянного падения в результате постоянного подогревания этих фантазий или действий. Вероятно, с ней случился невроз, психология которого полностью соответствует модели Фрейда, и который придётся долго анализировать, прежде чем получится, по выражению профессора Юнга, найти новое конструктивное решение этой задачи, правильно интегрировать этих животных, не нарушив хрупкого равновесия человеческой души.

Профессор Юнг: Этот случай напоминает сказку о короле-лягушонке [10] . К сожалению, нам не известно, в каком возрасте девочка впервые увидела этот сон. Но он возвращался в ней снова и снова на протяжении многих лет. Г-жа Закс совершенно правильно решила, что сон сообщает о затруднении, вызыванном особенностями окружения. Насколько мне известно, невроза в результате всё-таки не случилось, но то, как сновидица обращается с поросятами, указывает на нечто особенное. Её симпатия к «бедным маленьким свинкам» явно преувеличена. Конечно, нельзя морить поросят голодом, но и носиться с ними как с писаной торбой — это уже слишком. Её мать наверняка сказала бы: «Не смей делать такие ужасные вещи!». Во сне девочка слишком заботится о поросятах. Возможно, в сознании она не настолько перегибает палку, но всё же отношение чересчур заботливое. Мы можем предположить, что ребёнок очень хорошо воспитан. Поэтому она компенсирует свою благовоспитанность, заботясь о поросятах во сне, но заходит в своей заботе слишком далеко. В конце концов это может привести к тому, что она начнёт потихоньку совершать мелкие пакости. В любом случае, в этом сне ясно видится предупреждение. Что случится с девочкой, если она будет так заботиться о вшивых поросятах? Она сама превратится в поросёнка. В конце сна она сама покрывается вшами, как и поросята у неё на коленях. Фактически, поросята тоже превращаются в паразитов. То, что она подкармливает в лице этих животных, превращается в зависимость, в вампира, в паразита, тянущего её жизненную силу. Но что значит квадратный огороженный садик, в котором она изначально видит поросят?

Участник семинара: В сказке о короле-лягушонке ляшушонок сидит в колодце — но он не так ограничен, как поросята в квадратном садике.

Профессор Юнг: Совершенно верно, в нашем случае садик квадратный. Обычно мы не обращаем внимания на такие тривиальные детали. Но если бы они ничего не означали, то и не подчёркивались бы во сне. Что означает выход девочки из дома?

Участник семинара: Она выходит из-под опеки родителей.

Профессор Юнг: Она выходит из своей комнаты. Из области своего обычного существования, где живут её родители, из обиталища людей. В доме живут люди, и там же живёт её созанние. Выходя из дома, она оказывается уже в другом месте, где живут свиньи. И она видит перед собой часть природы, садик, но он огорожен. Когда во сне появляется квадратный огороженный участок, стоит навострить уши.

Участник семинара: Это культурно важное место.

Профессор Юнг: Я бы сказал, что теперь оно предназначено для поросят. Почему они находятся за ограждением?

Участник семинара: Чтобы оставались внутри, не выходя за границы.

Профессор Юнг: Да, конечно. Какие неприятные черты есть у поросят?

Участник семинара: Они роются в земле.

Профессор Юнг: Да, запустите свинью в огород и посмотрите, что получится. Свинья — это животное, которому можно позволить немного погулять, но нечасто, иначе ваш сад будет изуродован до неузнаваемости. Из-за дурной привычки выкапывать и поедать всё подряд поросят огородили заборчиком. Вроде бы абсолютно естественная картина — домик в сельской местности, садик, но кое-что преувеличено. Поросята не могут находиться в красивом садике. Там, где они живут, всё перерыто и подъедено. Вот первые следы излишней сентиментальности в нашем сне. В реальности всё иначе. Свиньи живут в тёмном месте.

Участник семинара: Но если во сне сказано «маленький садик», возможно, это действительно садик — просто туда поместили поросят.

Профессор Юнг: Да, но в реальной жизни так не бывает. Именно в этом проявляется сентиментальность — милый маленький садик. Поросята и сад — вещи несовместные. Они немедленно превратят ваш сад в свинарник. Собственно, во сне это и происходит: сновидица сама превращается в вошь. Итак, в чём несообразность?

Участник семинара: Свиньи должны жить в хлеву.

Профессор Юнг: Да, разумеется; но вместо этого они ворвались в её садик. О чём это говорит?

Участник семинара: Сад, цветы — это чувства.

Профессор Юнг: Да, прекрасные нежные чувства; и тут что-то происходит. Представьте этот садик: роскошные розы, очаровательные маленькие цветочки — и тут в нём оказываются поросята. На этом с садиком можно попрощаться. «Свинаник» проникает туда, где должны быть чувства. Что это может означать? О какой психологической ситуации, о каком воспитании это говорит? Как получилось, что вместо цветника девочка видит садик с поросятами?

Участник семинара: В её окружении не заботятся о цветах, то есть о чувствах.

Профессор Юнг: Верно. Вероятно, именно окружение ответственно за тот факт, что в садик девочки пробрались поросята. Чаще всего это случается, когда, как правильно указал доктор Фирц, в доме царит чересчур эмоциональная атмосфера, атмосфера разграничения чувств, в которой «нечистая» сторона слишком активно подавляется. Естественно, затем эта сторона с утроенной силой врывается в мир эмоций, но уже бессознательно, с чёрного хода. Так что чем прекраснее чувства с одной стороны, тем больше «свинства» за ними скрывается.

Участник семинара: Возможно, это пуританская семья?

Профессор Юнг: Да, может быть. Дело в преувеличенных и дифференцированных чувствах. Вероятно, это очень милые и благонравные люди, которые в своей благопристойности перегибают палку и воспитывают ребёнка чересчур «чистым». Ещё учась в школе, я замечал, что самых отъявленных хулиганов дома воспитывали очень строго. Обычно это были мальчики из очень утончённых семей — но в школе они выдумывали невероятные проказы. Когда я ходил в деревенскую школу, то не наблюдал ничего подобного. Например, никому не приходило в голову съесть живую жабу; деревенским ребятам вообще не могло прийти на ум что-либо подобное. Им хватало грязи на руках и ботинках, запахов свинарника и коровника. Им просто не нужна была дополнительная грязь.

Итак, поросята врываются в сад, потому что хотят есть. Первоначальный порыв девочки — накормить бедных крошек — это совершенно нормальное желание, естественно, ей хочется как-то удовлетворить эту «нечистую» сторону себя. В британском Институте детской психологии детям дают краски, и они с удовольствием заляпывают ими всё вокруг, начиная с себя. Также им дают бумагу, на которой разрешают рисовать что угодно. Я видел эти рисунки. Можно живо представить себе, каким облегчением для детей становится это позволение перемазать всё краской. Однако наша сновидица уже слишком чувствительна и делает вид, что получает удовольствие, выполняя необходимое задание. Уход за свинками превращается для неё в задачу; но её нежная забота слишком дисциплинирована. Поэтому она покрывается вшами — из-за искажения чувств она ещё глубже погружается в грязь. Эти вши, эта грязь должны показать ей, насколько она сама грязна. И в итоге она сама практически превращается в свинью. Это превращение показывает, что получается в результате такого неправильного, извращённого взаимодействия с поросятами.

Участник семинара: Во многих снах у ведьм оказываются вши, ведьма грязна, и тот, кто хочет избавить её от вшей, должен съесть их и сам стать грязным.

Профессор Юнг: Да, вши — это вампиры, часто их считают и воплощением духов. Когда на Кавказе рождается ребёнок, на его голову пересаживают вошь с головы его деда. Так переносится душа, поскольку по примитивным понятиям духи всегда сопровождают нас, вьются вокруг, как насекомые или летучие мыши, высасывая кровь. Таким образом, заразившись вшами, например, от свиньи, мы принимаем духов свиней. Вши — familiares [11] свиньи. Если мы слишком заботимя о свинье, эти familiares переходят к нам и мы «заражаемся» духами животных. Теперь подумайте: почему именно два поросёнка?

Участник семинара: Для подчёркивания важности момента.

Участник семинара: Это означает развитие сознания, как во сне о двух великанах.

Профессор Юнг: Двойное появление символа означает «бессознательное»; два одинаковых символа нельзя отличить друг от друга, мы не знаем, один и тот же это предмет или два разных. Они неразличимы. Мы можем разглядеть только то, что их два, но не отличить друг от друга. Когда бессознательное содержимое готовится проникнуть в сознание, часть его становится сознательной, а часть — бессознательной, как видимый предмет и его невидимый двойник. Этот мотив появляется тогда, когда есть некое психическое содержание, которое вот-вот станет осознанным. Поэтому мотив удвоения всегда встречается у персонажей, стоящих на границе между двумя мирами. Фактически это просто тень сновидицы в виде животного. Но нам остаётся ещё разобраться с маленьким садиком. Мы уже говорили о то, что этот образ слишком наивен.

Участник семинара: Это может быть мандала.

Профессор Юнг: Действительно, это может быть теменос. Это может быть символ самости, специально огороженное место для личности. Разумеется, это бессознательное понятие, проецируемое, возможно, на реально существующий садик. И в этом садике находятся некие живые существа. Очевидно, это всего лишь загон для скотины. Перед нами неприглядный аспект чего-то крайне важного: самость в бессознательном всё ещё имеет вид животного, животное всё ещё живёт внутри неё. Тот же мотив вы можете обнаружить в моей статье в ежегоднике «Эранос» за 1937 год, в которой я описывал символы индивидуации [12] — к примеру, там говорится о громоздкой живой массе, в которую включены змеи и прочие животные. Это также что-то вроде ограждения для животных.

Участник семинара: Рай оказался квадратным зоопарком.

Профессор Юнг: Да, рай — это зоопарк, и люди бессознательно находятся в нём. Есть ещё один важный символизм, касающийся самости, его часто изображают.

Участник семинара: Будда с головой вепря.

Профессор Юнг: Ну, это вы уж слишком. Мало кто об этом знает. Действительно, одна из аватар [13] Будды имеет голову вепря, но я имел в виду нечто знакомое нам всем.

Участник семинара: Евангелистов?

Профессор Юнг: Нет, нечто более конкретное. Рождение Христа в одном хлеву с быком и ослом. На самом деле пещеры Вифлеема — это загоны для коров и коз. Именно в такой пещере родился Иисус, такой же неприглядной, как и все остальные — они и по сей день таковы, там держат коз, птиц и прочую домашнюю живность. Христос — символ самости — рождён в хлеву. Вот вам загон с животными, и отсюда мы переходим к более глубокому уровню сна. Мы обнаруживаем коллективный символ, и неожиданно начинаем понимать, как много скрывается за всем этим. Мы видим разумную попытку накормить это животное в теменосе и так направить его к развитию. Но это проблема не по силам ребёнку. Как видите, это архетипическая проблема, с которой в детском возрасте ещё никак нельзя справиться. Приближается архетип, который своей притягательностью может вызвать — и, возможно, в этом случае уже вызвал — разрушительные и вредоносные последствия — какие?

Участник семинара: Дезинтеграцию.

Профессор Юнг: Да, распад на множество мелких элементов. Такое множество всегда указывает на процессы в симпатической нервной системе. Это лёгкая диссоциация, вызванная автономией инстинктов. Если животные инстинкты просыпаются и захватывают личность, элементы, которые составляли эту личность, опускаются до уровня животных инстинктов. Это вызывает нарушения симпатической нервной системы, которые часто выражаются в символе множественности.

Во сне рано умершего ребёнка можно обнаружить множество таких диссоциативных феноменов [14] , вызванных мощным и несвоевременным появлением архетипа.

Участник семинара: Это может оказаться и проблемой родителей.

Профессор Юнг: Совершенно верно. Возможно, нечто в окружении девочки находится в разладе с природой — это может быть, к примеру, высокомерие, преувеличенная ложная индивидуальность. Она не согласуется с природой, поэтому констеллируется архетип нечистого животного, и его появление сопряжено с такими проблемами. Ребёнок не может дать свой ответ на проблему этого архетипа. Он попросту атакует её, и в этом скрывается причина того, что в её садике появились поросята. Такая констелляция может стать причиной всевозможных отклонений и даже опасных явлений, ребёнок может попасть в опасную ситуацию или другим способом сильно навредить себе — всё из-за того, что архетип проявился невовремя.

Участник семинара: Сам символ свиньи уже содержит намёк на такую ситуацию. Свинья — самый тёмный и последний знак в китайском зодиаке. По-видимому, в окружении девочки действительно всё очень нехорошо.

Профессор Юнг: На Востоке свинья — символ авидья, «неведения», изначального бессознательного состояния. Это также хтоническое жертвенное животное. Так что ассоциаций, придающих этому животному особое значение, имеется в избытке. Хотя, разумеется, мы должны принимать всё это во внимание, в итоге мы приходим к архетипу, с которым ребёнок в принципе не способен справиться. Проблема для него нерешаема, и часто из подобных ситуаций развивается одержимость или странная извращённость, приобретающая мифологический характер. Вот на что указывает данный сон. Любопытно, однако, как за простым вроде бы сном скрываются странные архетипические связи. Это основа, показывающая, как важно отдавать должное природе. Воспитывая ребёнка, ни в коем случае нельзя пытаться перебороть природу. Иначе из этой природы выйдут архетипы, которые захватят власть над ребёнком, и попросту исковеркают его. К примеру, такой ребёнок может превратиться в сущего чертёнка, что будет означать, что он идентифицировался с вытесненным содержанием.

Серия снов мальчика

Сон 1 (возраст 3 года 10 месяцев)

Ночью я улетел от тебя [15] к девам [16] . Девы посылали за мной. Затем мы купались в ванне.

Но я полетел к девам не на крыльях, как младенец Христос, а на чём-то вроде дирижабля. У дирижабля нет дверей, и в него нужно карабкаться по столбу.

Сон 2 (возраст 3 года 11 месяцев)

Мамочка, сегодня вечером я был [во сне] с женщиной; у неё был ребёнок и снежный домик. Я хотел проскользнуть в домик, но злой «Штутгарт» (кукла) заглянул в окно. Я подумал, что это злой папа, и испугался.

Сон 3 (возраст 4 года 11 месяцев)

Мне снилось что-то странное (как Гриттли) [17] : я хотел встретиться с Хеленой и подарить ей птичку. Я сунул руку в живую изгородь и схватил что-то мерзкое, какое-то животное, которое щипалось как рак.

Сон 4 (возраст 5 лет 4 месяца)

Во сне я увидел женщину, злую женщину, целиком из железа. Она была старая. У неё были длинные ножницы, которые управлялись железной машинкой; оно делало [18] вот так [изображает удары]. А ты, мамочка, ушла за покупками, и мне было очень страшно.

Сон 5 (возраст: 5 лет 4 месяца)

Мне приснилось, что я лежу на площадке с Вероникой. Потом появился пёс и вспрыгнул на карниз. Мы начали дразнить его, а потом сбежали вниз по лестнице. Пёс побежал за нами, но мы успели закрыть дверь.

Сон 6 (возраст: 7 лет 9 месяцев)

Мамочка, мне приснился забавный сон: я увидел дом на реке. Я стою [19] на другом берегу и вижу всё. Там находятся два огромных человека — я думаю, это великаны. Они поднимаются на крышу и [оттуда] бросают в воду корзину. Затем они и сами плюхаются вслед за ней. По воде идут волны, ведь эти великаны такие большие. Они ловят рыбу корзиной и, наполнив её доверху, вытаскивают из воды.

[1] Возраст девочки неизвестен.

[2] Сессия 10 декабря 1940 г.

[3] В оригинале — «der hat aber Schwein». Schwein означает «свинья» и «везение».

[4] Этот отрывок не попал в издание «Символы трансформации».

[5] В оригинале швейцарский диалект немецкого: «Du bisch es rachts Sauli».

[6] Немецкая универсальная энциклопедия.

[7] C. G. Jung, The Development of Personality, CW 17, § 157

[8] Имеется в виду стихотворение Гёте «Ученик чародея» (1799).

[9] В оригинале — «kleine Sauereien» — небольшие пакости.

[10] Сказка братьев Гримм «Король-лягушонок или Железный Генрих».

[11] Лат. «близкие друзья, члены семьи».

[12] Сон 18 в дополненном издании «Психологии и алхимии».

[13] Воплощений.

[14] См. C. G. Jung, Der Mensch unti seine Symbole, pp. 69ff.

[15] Все эти сны мальчик рассказывал своей матери.

[16] В оригинале: Jungfrauen, может означать как «девушки», так и «девственницы».

[17] Швейцарское женское имя.

[18] Что именно «делало вот так», в оригинале не уточняется.

[19] Время в рассказе имеет значение: так мальчик выражает свою отстранённость от сна или, напротив, близость.

 

Здесь текст краткое описание сайта, правовая информация о размещаемы материалах и статьях и так далее.
Copyright © 2016  | www.congratulationssir.ru
 
rss